Борьба на поясах — один из самых древних видов спорта. Историки утверждают, что борьбе на поясах не меньше трех тысяч лет! Это убедительно доказывают древние рукописи, документы и различные исторические памятники искусства. Специалисты находили наскальные рисунки с изображением борьбы на поясах в самых различных уголках Земли — в Центральной Америке, Африке, Европе, Азии. Возле Багдада в 1938 году была найдена бронзовая статуэтка двух борцов на поясах, которой примерно шесть тысяч лет.
В Музее Международного олимпийского комитета представлено глиняное изображение борцов в захвате за пояс, которое датируется 2000–1700 годами до нашей эры. В Индии было найдено изображение борцов 16-го века. В китайской рукописи «Тан Шу» десятого века упоминается о соревновании по борьбе на поясах. В одиннадцатом веке об этой борьбе рассказывал ученый и философ Авиценна.
О тысячелетней истории борьбы на поясах свидетельствуют ценные памятники искусства восточной группы кочевников третьего и первого веков нашей эры. Например, сцены борющихся пар изображены на двух бронзовых бляхах из Ордоса, из Китая, и на серебряных сосудах из города на реке Обь в Тюменской области, где издавна жили тюркоязычные народы.
Тот, кто считает, что на поясах боролись исключительно азиатские народы, в частности тюркоязычные, ошибается. Ареал этого боевого искусства значительно шире азиатского и охватывает, в том числе, почти всю современную Европу, включая Ирландию, Шотландию, Уэльс и Испанию. Примеров много: борьба сирым в Корее, швинген в Швейцарии, абарестлинг в Турции, кураш в Чувашии, татаро-башкирская национальная борьба курэш — перечислять можно бесконечно!
Правда, у каждого народа борьба на поясах имеет свои особенности. Почему же она была так широко распространена? Причина очевидна. В древности любые конные атаки имели успех только в том случае, если один из противников мог талантливо выбить другого из седла. Это умение было одним из элементов боевой подготовки воинов многих армий, от востока до запада, и тщательно отрабатывалось на тренировках, где для имитации конного боя использовали пояс. Таким образом, успех в борьбе на поясах означал успех и в настоящем бою, поэтому многие народы совершенствовали свое мастерство в этом виде борьбы.
К славянам традиция борьбы на поясах пришла от тюркских народов. Этот вид борьбы был популярен на юге России, в Поволжье, на Южном Урале, в Западной Сибири и на юге Украины. В мирное время тюркские воины оттачивали свое боевое мастерство через методику и приемы борьбы на поясах.
По мере того, как тюрки переходили к оседлой жизни, на их одежде появился пояс или кушак. Именно отсюда и пошло название этого вида борьбы. Для воспроизведения процесса схватки двух конников, которые находятся в контакте, в мирное время было достаточно пояса. Противники сближались и, схватив друг друга за пояса, пытались, подтянув соперника ближе, вырвать его и бросить на землю. Это точно воспроизводило боевую схватку конников.
В бою воин всегда держит ноги в стременах, и поэтому он не может действовать против врага ногами без риска легко выпасть из седла на землю. Поэтому на тренировках в мирное время бойцы, точно воспроизводя боевую обстановку, также исключали действия ногами. Однако по ходу схватки конник мог оказаться слева или справа от врага. Отсюда пошли броски с зашагиванием за левую ногу и броски с зашагиванием за правую ногу соперника.
Воину нужны были сильные кисти, локти, предплечья, плечевой сустав и спина. Тяговое усилие рук, плеч и спины в короткий миг решало вопрос жизни и смерти. Отсюда беспощадные, изнурительные тренировки с развитием беспримерной мощи тягового усилия бойца и резкого, молниеносного броска через грудь, броска с зашагиванием, с подседом, подсадом или броска или броска выводом за спину.
Однако по мере смены эпох кушак, пояс исчез из одежды тюрков. Тогда появилось белое полотенце, с помощью которого борцы выясняли, кто же сильнейший.
Академик И. Лепёхин в своих наблюдениях отмечал, что в борьбе борцы "берут друг друга не за ворот, а за кушаки" и используют обычные приемы. Кстати, легендарный русский борец Иван Поддубный стал чемпионом мира по борьбе на поясах в зените своей славы. Самое раннее из известных упоминаний о борьбе на поясах у русских содержится в мемуарах орловского помещика Н. И. Толубеева. Примерно этим же временем датируются и первые известные изображения борьбы на поясах: ее можно увидеть на картине художника И. Щедровского в Русском музее, написанной в 1837 году.
Владимир Даль, рассматривая в своем "Словаре живого великорусского языка" традиционные виды борьбы у русских, отмечал, что "татары и башкиры закидывают друг другу пояс за поясницу, не хватаясь за одежду и упершись левым плечом друг в друга, а перехватывать руками и подставлять носков не дозволяется".
Теперь борьба на поясах переживает новое рождение - уже как вид спорта, и весьма перспективный. Борьба на поясах официально включена в мировую сеть неолимпийских видов спорта, в программу Всемирной Универсиады в Казани. Действует Всероссийская и Международная Федерация по борьбе на поясах. По этому зрелищному виду спорта проводятся чемпионаты Европы, мира и национальные первенства.
Нужно отметить, что борьба на поясах - это собирательный образ всех национальных видов борьбы с использованием пояса. Ведь все они имеют единую основу. При этом она сохраняет своеобразие и красоту, но имеет свои общепризнанные единые правила. Иначе борьба на поясах никогда бы не поднялась на такой высокий международный уровень.
В настоящее время борьба на поясах культивируется в 40 субъектах Российской Федерации, 59 странах мира, на 4 континентах. На официальных турнирах по борьбе на поясах соревнуются в двух видах: классическом и вольном стиле. Основные изменения в современной борьбе на поясах касаются условий проведения состязаний. Сейчас победитель определяется по балльной системе, кроме того, введены жесткие ограничения по времени.